подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

 
Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в работе учителя русского языка и литературы. Безупречное владение языковыми нормами,  выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса — залог успеха не только в школе, но и в "большой жизни": любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы.

В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся:

  • уроки развития речи;
  • использование словарей и справочников;
  • литературные композиции;
  • конкурсы и викторины;
  • олимпиады.

Олимпиада (греч. olympias) – соревнование, смотр, конкурс.

Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объёме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников.

Цель олимпиады - выявление интересов, развитие учащихся, определение наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых часть школьников не смогла справиться с заданиями и пропустила их. Олимпиада выявляет лучшего, но каждый может попробовать свои силы, совершенствовать умения, развивать логическое мышление, расширять кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.

Повышенный интерес к проблемам обучения и развития детей появился на западе уже давно. Он выразился в создании Всемирного совета по таланту и одарённости детей. Первая конференция состоялась в Лондоне в 1975 году. До сих пор совет координирует проекты по изучению одарённых детей. Проводятся Международные конференции, посвященные проблемам выявления и изучения одарённых детей. В нашей стране этой проблеме тоже уделяют внимание. Достаточно вспомнить педагогические идеи Л.С.Выготского о развитии путем освоения культурного наследия человечества. Идеи В.Н. Левитова о выявлении предрасположенности субъекта к той или иной деятельности. Идея «проблемного обучения» у А.М.Матюшина. Идея развития человека через создание условий его творческой деятельности у Н.Ф.Талызиной и другие.

Большой вклад в становление и развитие олимпиадного движения в России, в разработку методик организации и вопросов проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги как П.С. Александров, М.И. Башмаков, И.М. Гельфанд, Г.И. Глейзер, Б.В. Гнеденко, Б.Н. Делоне, Г.В. Дорофеев, Г.И. Зубелевич, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Константинов, Г.Г. Левитас, Л.А. Люстерник, A.M. Маркушевич, И.С. Петраков, В.Н. Русанов, Л. Соболев, В.А.

 

Таким образом,  подготовка школьников  к олимпиадам является актуальной проблемой, к которой известные исследователи, методисты и учителя обращаются на протяжении не одного десятилетия.

Целью нашей работы является определение основных направлений методики подготовки к олимпиадам по русскому языку.

После Прохождения курса учащиеся должны обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знание основных понятий синтаксиса. Умение ориентироваться в синтаксических конструкциях, определять их типы.
  • Знание структуры словосочетаний. Умение классифицировать словосочетания по принадлежности главного слова к определенной части речи, по характеру синтаксических отношений между словами в словосочетании, по количеству входящих элементов; умение производить синтаксический анализ словосочетаний.
  • Знание структуры простого предложения. Умение производить синтаксический анализ простого предложения, характеризовать главные и второстепенные члены предложения по типу и способу выражения.
  • Знание структуры сложного предложения. Умение производить синтаксический анализ сложного предложения.
  • Умение решать олимпиадные задания.